ОБУЧЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Современная гуманитарная академия является одним из крупнейших вузов в России и Европе, в котором учится более 145 тысяч студентов и который имеет более 1 тысячи центров доступа практически во всех регионах России и странах СНГ. Добиться такого успеха СГА позволили дистанционные технологии, дающие возможность получать столичное образование по месту проживания, и инновационная дидактика, учитывающая индивидуальные особенности студентов при организации учебного процесса. Наша миссия – доступное широким слоям населения России и стран СНГ качественное непрерывное образование всех уровней вне зависимости от места нахождения и степени мобильности учащегося. В рамках этой концепции в СГА ведутся исследовательские проекты, изучающие возможности и эффективность дистанционного обучения в чрезвычайно сложных для человека ситуациях.
С 1998 года осуществляется проект дистанционного обучения в экстремальных условиях тяжелых, длительных путешествий. Лабораторию дистанционного обучения в экстремальных условиях, изучающую возможности обучения в период плавания на лодках, яхтах и других средствах передвижения по воде, а также в высокогорных и арктических условиях, созданную в СГА, возглавляет знаменитый путешественник Фёдор Конюхов. В период с 1998 по 2012 год в этом направлении были проведены многочисленные исследования (табл.4).
Деятельность лаборатории дистанционного обучения в экстремальных условиях
№ |
Год |
Экспедиция |
Направления исследований |
Результаты |
1 |
1998-1999 |
Одиночное кругосветное плавание на парусной яхте «Современный гуманитарный университет» |
Возможность получения дистанционного образования в любой удаленной от университета точке и в экстремальных условиях |
Дистанционно изучил полный курс юриспруденции, получил диплом бакалавра |
2 |
2000 март |
Экстремальные гонки на собачьих упряжках по маршруту Анкоридж – Ном (1800 км), завоеван приз Национального Банка Аляски — «Red Lantern» |
Возможность получения дистанционного образования в любой удаленной от университета точке и в экстремальных условиях |
Дистанционно изучил специально разработанные учебные модули |
3 |
2000- 2001 |
Первое в истории России, участие во французской одиночной, безостановочной кругосветной парусной гонке «Vendee Globe» на яхте «Современный Гуманитарный Университет |
Возможность получения дистанционного образования в любой удаленной от университета точке и в экстремальных условиях |
Дистанционно изучил специально разработанные учебные модули |
4 |
04 апреля 2002 — 12 июня 2002 |
Первая в истории России караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового Пути-2002» |
Возможность получения дистанционного образования в любой удаленной от университета точке и в экстремальных условиях |
Дистанционно изучил специально разработанные учебные модули |
5 |
2006г. (апрель) |
Испытание экспериментального полярного буера (тримаран на лыжах под парусом) «Современная Гуманитарная Академия» на восточном побережье Гренландии |
Возможность получения дистанционного образования в любой удаленной от университета точке и в экстремальных условиях |
Дистанционно изучил специально разработанные учебные модули |
6 |
09.4– 29.5 2012 |
В составе российской команды «7 Вершин» Федор Конюхов совершил восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (со стороны Тибета) |
Исследование влияния тренингов нейропластичности на продуктивность обучения по технологиям СГА в условиях экстремальных нагрузок с использованием программно-аппаратного комплекса (ПАК) «БОС-Пульс». Выполнение трех модулей программы: дидактический (учебная нагрузка, рассчитанная на месяц), когнитивный (тестирование скоростных характеристик памяти при помощи методики ТУЗ – темп усвоения знаний); психофизиологический (измерение вегетативных показателей и антистрессовая тренировка) в условиях базовых и высотных лагерей. Проведено 16 серий комплексного тестирования. |
В процессе тренингов с применением комплекса «БОС-Пульс» в условиях сверхвысокогорья доказано, что они способствуют оптимизации функционального состояния человека. Результаты исследования полезны людям, работающим в экстремальных условиях – военнослужащим, морякам, полярникам, нефтяникам. |
7 |
2013 |
«Северный плюс – Гренландия» на собачьих упряжках |
Дидактический блок: эффективность обучения в экстремальных условиях |
Достижение эффективности обучения возможно в случае разработки специально адаптированных к использованию в арктических условиях учебных модулей |
Психофизиологический блок: мониторинг функционального состояния Федора Конюхова: |
Самотестирование, обеспечивающее мониторинг функционального состояния с помощью специально разработанного программно-аппаратного комплекса, измеряющего и анализирующего показатели ритма сердца — ПАК «БОС-Пульс» | |||
Тренинговый блок: обеспечение оптимизации функционального состояния путешественника во время экстремальных перегрузок |
Программно-аппаратный комплекс БОС-Пульс с использованием технологий биологической обратной связи обеспечил адаптацию исследователя к суровым арктическим условиям и способствовал повышению эффективности учебной деятельности благодаря повышению устойчивости к стрессу |
Через 1,5 месяца Федор Конюхов отправляется в очередное плавание – через Тихий океан на весельной лодке. Поставленная задача — впервые в истории пересечь Тихий океан на гребной лодке по маршруту континент – континент «нон-стоп». В процессе этого путешествия будут проводиться научные эксперименты, в соответствии с запланированными исследованиями.
Во время плавания Федору Конюхову предстоит осваивать учебную программу и проходить психофизиологические тестов, которые покажут, как человек усваивает учебный материал в экстремальных условиях, а также как реагирует его организм на подобную нагрузку. Данные тестов будут фиксировать датчики и приемники.