info@mkarpenko.ru По всем вопросам
+7 (495) 926-83-11 Приемная (пн-пт с 10:00 до 18:00)

Научная деятельность

  • Статьи
  • Монографии
  • Учебные словари
  • Цитаты

Название
Год выпуска
Где издана
Год выпуска

2021

Где издана

Инновации в образовании 2021, № 7 с. 40 — 49

Год выпуска

2021

Где издана

Экономика образования, 2021, № 3, с. 79 — 87

Год выпуска

2021

Где издана

Инновации в образовании, 2021, № 4, с. 5 — 12

Год выпуска

2020

Где издана

Психология обучения, № 2. С. 75 — 89

Год выпуска

2020

Где издана

Инновации в образовании 2020, № 3. С. 30 — 43

Год выпуска

2019

Где издана

Инновации в образовании, 2019, №2. С. 5 – 20

Год выпуска

2019

Где издана

Инновации в образовании, 2019, №5. С. 12 — 22

Образование и пандемия

PDF

Эдукология

PDF

Нейродидактика

PDF

Телеобучение. Том 1.

PDF

Дидактика ассессмента

PDF

Образование. Социум. Прогресс.

PDF

Качество высшего образования

PDF

Вигоросность и инновации

PDF

Образовательная геодемография РФ

PDF

Когномика

PDF

Экономика и управление

PDF

Социология интернета

PDF

Интернет и информационные технологии

PDF

Культура в понятиях

PDF

Образование, педагогика, социология

PDF

Словарь Терминоэлементов

PDF

Словарь культурного человека

PDF

Юриспруденция

PDF
1
Прогресс науки и технологий цивилизации развитых стран бросает новый вызов глобальному социуму — вытесняются из производства и услуг новые контингенты работников. Чтобы справиться с депрессией, вызванной сокращением рабочих мест в производстве, необходимо принять энергичные меры по социализации больших контингентов, а это возможно только через образование.
2
В ближайшее время образованию для выживания любого этноса будет принадлежать главенствующая роль и одной из важнейших наук станет научная дидактика, опирающаяся на когнитивные науки и информатизацию. Электронная информационно – образовательная среда является главным инструментом предоставления образовательных услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. При выборе критерия качества ЭИОС не могут быть использованы профессиональные и творческие достижения выпускников, так как они в большей степени зависят от способностей личности, чем от метода обучения.
3
Электронная информационно – образовательная среда является главным инструментом предоставления образовательных услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. При выборе критерия качества ЭИОС не могут быть использованы профессиональные и творческие достижения выпускников, так как они в большей степени зависят от способностей личности, чем от метода обучения.
4
В виде критерия качества электронной информационно – образовательной среды нельзя использовать характеристики информационного и телекоммуникационного оборудования, так как оно беспрерывно совершенствуется, к тому же нельзя по отдельным частям судить о качестве целого.
5
Главным преимуществом электронной информационно – образовательной среды над традиционно применяемыми образовательными средами является увеличение количества функций, выполняемых технологически продвинутой средой, поэтому и критерий ее качества должен быть функциональным.
6
Методы и среда электронного обучения позволяют совершить прорыв в изучении социально-психологических характеристик студентов и других обучающихся по данным, полученным в результате применения в учебном процессе массового ассессмента в виде оценки самими обучающимися учебных работ коллег.
7
Контактно-групповой метод решает задачи массового образования, но требует от общества больших жертв – содержания целой армии педагогов, строительства громадного количества специальных зданий – школ, кампусов вузов, общежитий и др., перемещения больших масс людей внутри поселений и межгородского, значительного обострения проблемы чрезмерной урбанизации, вымывания молодежи из провинции, из малых городов и поселений, имеет также много других недостатков.
8
Однако, благодаря быстрому прогрессу информационных и телекоммуникационных технологий, носящему взрывной, революционный характер, уже сложились условия для отмены ненужных ограничений и перехода образования на другую парадигму, назовем ее индивидуальной непрерывной.
9
Главное, что образование получает от информационно–коммуникационных технологий, – это возможность получать и перерабатывать гигантские объемы информации, применяя для этого и вообще для всего образовательного процесса интеллектуальные роботы и устройства искусственного интеллекта.
10
История развития цивилизации показывает, что приход новых технологий практически полностью отрицает не только старые технологии, но также подходы, парадигмы, организационные формации и накопленный опыт. Все начинается с нуля. Каменный век закончился не потому, что закончились камни, а потому, что у человечества появились металлы. Что взяло огнестрельное оружие от луков и стрел? Что взял автомобильный транспорт от гужевого? Электрические приводы от мускульных? Компьютеры от счетов? Принтеры от глиняных таблиц? Ответ — ничего, и накопленный опыт использования устаревших технологий, как правило, в новых условиях непригоден.
11
Трудно начинать с нуля, не обращать внимания на былые заслуги, довериться не проверенной жизнью практике, не положительному опыту, а новым экспериментальным исследованиям, идти вперед сквозь строй консерваторов и ретроградов. Но на острие прогресса в ближайшее время будут только те образовательные системы, которые совершат революционные преобразования в дидактике и технологии, полностью освоив новые реалии информационных процессов.
12
Миссия элитных вузов – генерация элиты, однако с появлением сетевых технологий и всеобщего открытого доступа в информационное пространство, функция генерации элиты уходит из университета. Возникают виртуальные институты, объединяющие личности без условия их совместного проживания для общения. О науке говорить не будем, в России наука делается в профессиональных исследовательских институтах. Что же остается элитным вузам? Образование. Но в этой области они опускаются на уровень обычных массовых вузов и уподобляются престарелым боксерам, с негодованием взирающим на молодых, полных энергии соперников.
13
Развившийся в России и в отрасли образования примат юридических подходов над соображениями здравого смысла, справедливости, категорическим императивом (по Канту) привел к торжеству юристократии, к созданию системы законодательных предписаний и ограничений, подобно болезни-сколиозу сковывающей живой и гибкий костяк инициатив и инноваций, всегда существующей в социуме благодаря разумной и предприимчивой природе человека — гомосапиенса.
14
Образование является одной из самых консервативных отраслей человеческой культуры. Достижения цивилизации в виде новых революционных технологий, меняющих привычный быт человека, крайне медленно осваиваются сферой образования. Например, кино и телевидение десятилетиями пытались, но так и не сумели существенно потеснить книги и преподавателей в практической дидактике. Однако в настоящее время мы находимся на пороге не реформы и не модернизации, а самой радикальной революции не только методов и форм, но и подходов, нового понимания миссии образования в человеческом социуме.
15
Сейчас же установлено значительное влияние образования на физиологию и материальное благополучие человека, на экономику и устойчивость развития социума, этноса и государства. Выяснилось, что образованные люди имеют лучшее здоровье и дольше живут.
16
До сих пор широко применяющаяся консервативная дидактика, разработанная в XVII веке и опирающаяся на классно-урочный и лекционно-семинарский методы, в принципе не может быть использована для разворачивания массового высшего и непрерывного образования, так как она требует затрат чрезмерно больших материальных и трудовых ресурсов, создает непреодолимые организационные трудности благодаря кампусному методу обучения и неэффективна в когнитивном плане, так как использует не индивидуальные, а коллективные, групповые формы обучения.
17
Мы живем во время грандиозного взрыва научно-технических достижений. Недалеко уже тот момент, когда производственной работы для человека почти не останется, рабочие места займут роботы, дроны, андроиды.Человек будет нужен только в сфере обслуживания самого человека — медицина, спорт, культура, финансы, юриспруденция, правоохранительная деятельность и т.д. Сейчас видно, что возлагая надежды на пролетариат, Маркс ошибся, доминирующим классом становится творческий — писатели, ученые, артисты, юристы, экономисты, предприниматели и т.д. А, следовательно, резко возрастает роль образования, без которого нельзя войти в состав творческого класса.
Закрыть