РЕССОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В феврале 2005 года ФСИН России и СГА заключили соглашение о сотрудничестве по осуществлению образовательной деятельности для получения высшего и специального дополнительного образования осужденными, находящимися в местах лишения свободы, сотрудниками учреждений ФСИН России и членами их семей с использованием информационно-телекоммуникационной (спутниковой) образовательной технологии, разработанной в СГА. В рамках данного соглашения ФСИН содействует СГА в безвозмездном выделении помещений для размещения центров доступа к академическим ресурсам СГА в учреждениях ФСИН России. СГА как партнер ФСИН обеспечивает центры доступа к академическим ресурсам Академии телекоммуникационным оборудованием и доступ обучающихся в процессе обучения к электронному учебному контенту с каждого компьютерного места через единую глобальную информационно-телекоммуникационную (спутниковую) сеть СГА. СГА предоставляет льготную систему оплаты стоимости обучения осужденных, находящихся в местах лишения свободы, сотрудников ФСИН России и членов их семей во всех центрах доступа к академическим ресурсам СГА. В период обучения у осужденных, обучающихся в СГА, происходят изменения в отношении к учебной деятельности, ведущими становятся внутренние мотивы, то есть обучение становится осознанной потребностью в получении образования, профессии, саморазвитии. Учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее, что может способствовать более благополучной социальной реабилитации молодых людей, освобождающихся из мест лишения свободы. Общая направленность жизненных ценностей изменилась в сторону большей ориентации на успешную адаптацию на свободе, эффективную ресоциализацию (возобновленную, повторную, вторичную социализацию) после освобождения, важными ценностями стали активная деятельная и материально обеспеченная жизнь. Дистанционное образование, воспитательная работа и психологическое сопровождение дают прекрасную возможность подготовиться к конструктивному взаимодействию в обществе. Основным результатом комплексного воздействия дистанционного обучения и воспитания является успешная ресоциализация после освобождения. Результаты НИР представлены в таблице 5. Более подробные сведения о выполненных НИР содержатся в отчетах о научно-исследовательской работе в СГА с 2005 по 2012 годы.
Табл. 5
Исследования по осуществлению образовательной деятельности для получения высшего образования осужденными, находящимися в местах лишения свободы, сотрудниками учреждений ФСИН России и членами их семей с использованием информационно-телекоммуникационной образовательной технологии СГА
№ п/п |
Проведенные НИР |
Результаты НИР |
Год окончания работы |
Форма представления результатов |
1 |
Управление социализацией осужденных в системе высшего образования в условиях исправительных учреждений |
Предложена процессная модель управления социализацией осужденного при получении ВО в ИУ на основе разработанного механизма преодоления социальных последствий пенитенциарной изоляции в форме отчуждения от предшествующего социального статуса, социальной среды и активности осужденного, механизма компенсации дисбаланса периодов персональной изоляции и социально коммуникации обеспечивающихся специально организованной образовательной средой |
2010 |
Отчет о НИР Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук |
2 |
Социально-педагогический мониторинг и анализ применения ДО в пенитенциарной системе. |
На основе анализа результатов, полученных в процессе мониторинга разработаны методологические основы ресоциализации осужденных в процессе обучения |
2010 |
Отчет о НИР |
3 |
Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительных учреждениях |
Исследована проблема борьбы с рецидивной и внутритюремной преступностью через создание специально организованной образовательной среды на базе ДОТ. На примере компаративного анализа изменения личностных характеристик студентов вузов продемонстрировано, что дистанционные информационно-коммуникационные технологии являются наиболее перспективными с точки зрения социальной адаптации индивида к реалиям современной России, что может служить основанием для рекомендации их к использованию в пенитенциарных учреждениях |
2010 |
Монография |
4 |
Теоретико- методологические основы исследования проблемы управления социализацией личности осужденного |
Проведен ретроспективный анализ существующих концепций и теорий и понятийно-категориальный аппарат отечественных и зарубежных ученых по проблеме социализации личности. Проанализированы средовые и личностные факторы, определяющие успешность адаптации в социуме или социальной группе |
2011 |
Монография |
5 |
Проектирование высшего образования для осужденных в условиях исправительных учреждений |
Разработана программа реализации модели проектирования высшего образования в реальных условиях исправительных учреждениях Приволжского федерального округа |
2011 |
Монография |
6 |
Проектирование и реализация высшего образования в исправительных учреждениях на основе информационно-коммуникационных технологий |
Создана и апробирована модель проектирования высшего образования, реализованная непосредственно в условиях исправительного учреждения на базе информационно-коммуникационных технологий, основой которой является вскрытый в результате исследования обобщенный механизм трансфера образования для осужденных, включающий механизм преодоления последствий пенитенциарной изоляции и механизм социально-психологической трансформации личности осужденного |
2011 |
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук |